Подробно о PixiLang

Al-rado продолжает радовать нас креативным материалом. Небольшая вводная по языку Pixilang. Возможно, это хороший «задел» на будущее handheld-linux устройств. Время покажет.

Внимание, мнение редакции может не совпадать с мнением автора, но тем не менее мы публикуем эту заметку. Орфография и пунктуация сохранены, исправлено форматирование и ссылки.

Update: Добавлено видео и фото!

В этой небольшой статье я постараюсь рассказать о пиксельном языке программирования Pixilang и о его роли на платформе Dingoo.
Начну с истории создания. В далеком (?) 2006 году программист/дизайнер/музыкант под псевдонимом NightRadio (в миру Александр Золотов) и дизайнер-креативщик Goglus (Михаил Разуваев) общаясь через аську и обсуждая проблемы-тяготы дизайнерской жизни вдруг порешили создать свой собственный язык программирования, пиксельно-ориентированный. Такой, чтобы грань между кодом и графикой была минимальной, чтобы символы и пиксели были едины, а звук можно было генерировать не выходя из текстового редактора. В конечном счете, отбросив лишнее и сложное, было решено остановится на следующих принципах:

  • быстрое написание небольших графических программ;
  • создание и редактирование программ на различных платформах в любых текстовых редакторах ;
  • простой синтаксис и малое количество команд;
  • использование универсального контейнера для хранения различных данных (текст, шрифт, картинки);
  • пиксельная графика (в том числе анимация) описывается непосредственно в исполняемом TXT-файле при помощи ASCII символов;
  • наличие прозрачности ;
  • поворот и масштабирование;
  • отсутствие вычислений с нецелыми числами для повышения скорости выполнения программ;
  • проигрывание трекерной музыки в классических форматах MOD и XM, в перспективном и мощном SUNVOX;
  • синтез звука средствами Pixilang;
  • загрузка картинок из форматов GIF и JPG;
  • преобразование любой анимированной картинки в моноширный шрифт (каждый кадр — отдельный символ);
  • экспорт видеоряда в анимированный GIF;
  • сохранение области экрана в TXT-файл с pixilang-кодом внутри;

Сначала были написаны версии интерпретатора Pixilang под платформы PalmOs, Windows и WindowsCE. Со временем вышла версия и под Linux. И вот, буквально вчера, Pixilang был портирован на Dingux.
Вообще, исходный код пиксиленга находится под лицензией, позволяющей портирование его на любые платформы. Исходный код полностью открыт — хотите портировать его на свое устройство? Вэлкам!
За прошедшие четыре года написано немало программ разного характера — начиная от открыток и демок, до растровых редакторов. Имеется отличный викиучебник
Форум на сайте разработчика, на котором всегда готовы помочь с возникшими проблемами или пробелами в знаниях.
Проведено несколько compo. Да, с немногочисленными участниками, но все-таки не каждый пишуший для себя — демо-кодер 🙂 Но эти демки заслуживают внимания 🙂

Хотел ещё добавить от себя.
Часто встречающееся мнение гуру программирования — зачем нам какой-то язык ещё и со своей особой идеологией пиксельной. Уже давным-давно все придумано. Самый сильный язык C (или C++, или Assembler — нужное подчеркнуть).
Возможно так и есть, это утверждение истинно для настоящих, ортодоксальных программистов. Для людей же не привыкших к кросс-компиляции, программировании в bash, да и просто не имеющим опыта написания программ на Си/Си++ совершенно не нужно изучать объектно-ориентированное программирование или проходить курсы только лишь для того чтобы написать небольшую оригинальную программку. Для дизайнеров, для людей которые когда-то писали программки на бейсике(а таковых очень много) — Pixilang отличный выбор. Этот язык довольно производителен — во многих случаях его мощь сопоставима с программами написанными на C/C++. Ну и самое главное, интерпретаторы пиксиленга имеются уже под пять платформ, включая Dingux!
Написав один раз программу — не нужно что-либо перекомпилировать для того чтобы она заработала на другой платформе! Конечно, если Вы написали демку, которая грузит процессор по полной Ваш настольный компьютер — не надейтесь, что она нормально заработает на устройстве с куда более скромным процессором.
Сама программа хранится в открытом виде — в формате .TXT
Открыв вики-учебник и роясь в исходных текстах программ можно без труда понять принципы программирования на пиксиленге. Если всё-же возникли вопросы — можно спросить на форуме, у людей несколько лет пишущих на нем. Не все они профессиональные программисты — кто-то дизайнер, кто-то железячник. Но все они могут выразить свое желание творить через программирование на Pixilang.

Теперь о будущем этого языка.
На сегодняшний день имеется версия языка более производительная в сравнении с текущей версией 1.6 — Pixilang 2.0 beta. Но прекомпилированные версии представленны только для двух платформ Windows и Linux, видимо это связанно с нестабильным поведением этого релиза (бета всё-таки). Исходники должны появиться как только закончится бета-тестирование. Либо скорее выйдет Pixilang 3.0 — работы над ним активно ведутся NightRadio.

О некоторых подводных камнях.
Работа интерпретатора под Dingux ещё окончательно мной не протестированна. Возможно не совсем корректно работают некоторые команды в связи с шестнадцатибитной цветностью Динги.
Возможно увеличение производительности при перекомпиляции Pixilang’а с другими ключами. Во всяком случае, улучшение — дело времени.

Я не прорицатель, но могу предположить хорошее будущее у этого языка программирования на платформе Dingoo. Просто, надежно, удобно — что ещё нужно?

Al-Rado

Скачать интерпретатор языка Pixilang для Dingux

 



Добавить комментарий

Комментарии доступны через Intensedebate. Включите JavaScript.